Из истории китайской общины в Германии. 100 лет первому китайскому ресторану в Германии

Самый старый (и ныне не существующий) китайский ресторан Берлина, открывшийся в 1923 году ресторан «Тяньцзинь» (Tientsin). Он находился по адресу Кантштрассе (Kantstrasse), 130b. ///Фото с почтовой открытки 1930-х гг.
ГЕРМАНИЯ. В 2023 году исполняется 100 лет с момента появления в Германии первого ресторана китайской кухни. Этому событию немецкое информационное агентство Deutsche Presse-Agentur — DPA на днях посвятило специальный обзор, который мы предлагаем в нашем изложении с английского (приводя текст с небольшими сокращениями и дополнив его примечаниями в скобках):
«Кисло-сладкий юбилей. 1923 г. был тяжелейшим годом для молодой Веймарской республики (Weimarer Republik, возникшее в 1918 году на руинах Германской империи демократическое немецкое государство, просуществовало до 1933 года, оно предшествовало Третьему рейху Прим. Portalostranah.com). Экономика находилась в упадке, государство было банкротом, безудержное печатание госбанком денег привело к гиперинфляции. Сколько тогда стоила булочка, что вы купили бы в пекарне? До 25 миллиардов марок. Но в том году были не только катастрофы.
«В 1923 году в Берлине, по адресу Кантштрассе, 130b (Kantstrasse, улица названа в честь философа Иммануила Канта, годы жизни 1724-1804, и носит это наименование с 23 февраля 1887 года Прим. Прим. Portalostranah.com), открылся первый китайский ресторан. Им управлял бывший шеф-повар (китайского) посольства, и назывался ресторан «Тяньцзинь» (Tientsin). Об этом говорится в современном очерке о Берлине, изданном правительственным ведомством Bundeszentrale für politische Bildung (Ведомство образования граждан). «Тяньцзинь» можно перевести как «город небесного речного брода», а Tientsin — это прежнее написание названия северного китайского города и провинции Тяньцзинь (Tianjin).
Но сегодня по адресу Кантштрассе 130b / угол Лейбницштрассе (Leibnitzstrasse) находится довольно неприметное здание с оптикой и аптекой на первом этаже.
Согласно публикации Bundeszentrale für politische Bildung, первые китайцы приехали в Берлин в начале XX века, часть из них училась в Техническом университете (Technische Universität) в Шарлоттенбурге (ныне в составе округа Берлина Berlin-Charlottenburg, до 1920 года имел статус отдельного города, — одного из самых, отметим, богатых в Пруссии; Кантштрассе была улицей Шарлоттенбурга Прим. Portalostranah.com). В то время посольство Китая также располагалось на соседней улице Курфюрстендамм (Kurfürstendamm, одна из самых шикарных улиц Берлина Прим. Portalostranah.com). В 1920-х годах ассоциация китайских студентов, существовавшая с 1902 года, тоже находилась неподалеку от здания будущего первого китайского ресторана — по адресу Кантштрассе, 118.
По сей день Кантштрассе — она начинается на Брайтшайдплац (Breitscheidplatz) с Мемориальной церкви (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche, Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, сооружена в 1891–1895 годах в честь первого германского кайзера Вильгельма I по поручению его внука, последнего кайзера Германии Вильгельма II; частично разрушена в результате налета британской авиации в 1943 г., и оставлена в прежнем состоянии Прим. Portalostranah.com) — эта улица считается своеобразным Азиатауном, или Чайнатауном немецкой столицы, хотя её ни в коем случае нельзя сравнивать с аналогичными китайскими кварталами в Сан-Франциско или Нью-Йорке.
«В 1920-е ресторан с неевропейской кухней был абсолютно необычен», — говорит гамбургский историк д-р Ларс Аменда (Lars Amenda), десятилетиями изучающий историю китайской миграции в Германии.
И продолжает:
«Берлинский «Тяньцзинь» 1923 года был, вероятно, первым китайским рестораном в Германии, который также был ориентирован на немецкое население и, например, он привлекал молодых интеллектуалов и представителей богемы».
Однако берлинский китайский ресторан на Кантштрассе был не единственным первопроходцем.
Аменда рассказывает:
«В 1920 году местные полицейские власти отметили, что китайцы из английских портовых городов стали открывать заведения и магазины с кантонской едой в гамбургском портовом квартале Санкт-Паули. Они стали это делать потому, что многие моряки на торговых судах, заходящих тогда в Гамбург, были из Гонконга».
(Санкт-Паули — St. Pauli, назван в честь местной церкви Св. Павла. Ныне этот квартал административно относится к центральному городскому округу Гамбург-Митте — Hamburg-Mitte.
С 1890 по 1944 гг. на части квартала Санкт-Паули располагался небольшой китайский квартал Chinesenviertel, который до начала Второй мировой войны пользовался юридическим покровительством основанного в 1921 году генерального консульства Китая в Гамбурге. В тот год в квартале проживали уже около 2000 китайцев. За исключением профессиональных моряков, подавляющее большинство китайцев квартала работало в сфере общественного питания и развлечений, заправляя в довольно большом количестве китайских ресторанов, баров, кафе и танцевальных залов, в дополнение к незаконным заведениям, таким как опиумные притоны и казино с азартными играми.
В то время как в глазах городских властей китайский квартал Гамбурга считался рассадником антисанитарии, а кроме того — «злачным местом», в котором процветала контрабанда опиума и оружия, некоторые немцы обожали посещать этот хаотичный, загадочный и шумный Чайнатаун в Гамбурге.
Но даже в эпоху своего расцвета в 1920-х гг. гамбургский Чайнатаун не шёл ни в какое сравнение, по масштабам, с китайским кварталом, например, Лондона.
Закат гамбургского Чайнатауна начался с началом Второй мировой войны, когда Германия оказалась в состоянии войны с Китайской Республикой. Многие китайцы тогда уехали из Германии. А в 1944-м году остававшиеся насколько десятков китайцев были интернированы в трудовые лагеря, как представители нации, с которой тогдашний Третий рейх находился в состоянии войны, и квартал, таким образом прекратил существование.
Отвлекаясь от китайского присутствия, и говоря, в целом, о квартале Санкт-Паули, стоит отметить, на здешней ул. Репербан — Reeperbahn — «веревочной улицы», её название происходит от того, что раньше здесь жили мастера, изготовлявшие корабельные канаты, находится район «красных фонарей» и центр ночных развлечений Гамбурга. Прим. Portalostranah.com).
По словам Аменды, свидетельством существования раннего китайского ресторана в Гамбурге является реклама 1921 года, опубликованная в одном гамбургском путеводителе. Реклама гласила: «Пекин — ресторан Chop Suey — первый и единственный китайский ресторан в Германии — джазовая музыка» (Заметим, что Chop Suey, в русском написании чоп-суи, — это еще и название китайского блюда, приставляющего собой разновидность мясного с овощами рагу Прим. Portalostranah.com).
Говорят, что ресторан Chop Suey находился на гамбургской улице Fuhlentwiete, в доме номер 27, т. е. в центре города. Но Аменда отмечает, что кроме упомянутой рекламы, никаких печатных свидетельств о существовании этого ресторана нет, что удивительно. Возможно, ресторан быстро закрылся. Или, вообще, так и не открылся.
В любом случае, первые китайские рестораны в Гамбурге были ориентированы не на немцев, а на китайцев — членов экипажей пароходов. Здесь также были развлекательные заведения в китайском стиле с танцами и танцовщицами», — говорит Аменда.
Для того, чтобы существовать, заведениям китайской еды нужны были поставки специфических азиатских ингредиентов: соевого соуса, специй, вяленой рыбы и тофу. И всё это регулярно доставлялось, благодаря наличию рядом гамбургского порта.
Во времена нацизма и войны международной кухне в Германии пришлось нелегко. Но, как замечает Ларс Аменда, она ни в коем случае не была полностью запрещена.
Он говорит:
«В фильме 1944 года «Große Freiheit Nr. 7» есть длинная сцена в вымышленном гамбургском ресторане китайской кухни под названием «Шанхай».
(«Große Freiheit Nr. 7», — этот, ставший классическим, немецкий музыкальный цветной фильм, также в западном прокате известный как «Порт свободы», назван в честь гамбургской улицы Гроссе Фрайхайт — Große Freiheit, — улице, расположенной рядом с уже упоминавшейся выше улицей Репербан, в квартале красных фонарей Санкт-Паули.
В фильме рассказывается история бывшего моряка Ханнеса Крёгера — Hannes Kröger, в роли которого Ханс Альберс — Hans Albers, который выступает зазывалой и поет в кабаре «Ипподром» в Санкт-Паули, находящемся по адресу Гроссе Фрайхайт, дом 7 (отсюда название фильма). Крёгер влюбляется в девушку, её играет Ильза Вернер — Ilse Werner. Но она предпочитает соперника Ханесса по имени Георг Вильгельм, его играет Ханс Зёнкер — Hans Söhnker. Ханнес же возвращается к профессии моряка.
Изначально фильм был задуман и одобрен Министерством пропаганды рейха как дань уважения немецкому торговому флоту, но дерущиеся, пьяные, курящие, вступающие во внебрачные связи персонажи фильма не соответствовали официальному идеалу немецких женщин и моряков. Поэтому, после единственного закрытого показа, состоявшегося 15 декабря 1944 года в Праге, где проходили его завершающие съемки, фильм был запрещен цензурой. Он вышел в кинопрокат уже после разгрома Третьего рейха — 9 сентября 1945 года в западных зонах оккупации, а в марте 1946 года — в советской зоне оккупации Германии. Прим. Portalostranah.com).
Сцена в ресторане «Шанхай» — одна из ключевых в этом фильме, т.к. именно отсюда Ханнес Крёгер, он же Ханс Альберс, решает снова отправиться в море (отплывая в Австралию Прим. Portalostranah.com). И таким образом китайский ресторан служит в фильме символической декорацией интернациональности судоходства», отмечает Аменда.
В послевоенный период китайские рестораны в молодой Федеративной Республике Германии быстро стали считаться приметой принадлежности страны к большому космополитичному миру.
Согласно репрезентативному опросу (британской исследовательской компании) Yougov, рестораны китайской кухни занимают третье место по популярности среди взрослых в Германии, когда речь идет о заведениях с иностранной кухней, уступая только ресторанам с итальянской и греческой кухней.
Однако, несмотря на популярность заведений китайской кухни, негативные клише о китайских ресторанах в 2023 году в Германии всё еще очень живучи: мол, в китайском ресторане вам приносят (дешевые) заламинированные меню, а ваш заказ будет исполнен не быстро — он будет под номером 43 (!), например. Или, мол, здесь не всегда можно найти утку по-пекински, но обязательно будут кисло-сладкие свиные ребрышки, говядина, утка, жареная лапша с мясом, часто приправленная глутаматом, спорным усилителем вкуса, который может вызвать головную боль, ломоту в теле и даже тошноту: так называемый «синдром посещения ресторана с китайской едой».
Интересной особенностью ресторанов китайской кухни в восточной части Германии, является то, что китайскими ресторанами там часто управляют вовсе не китайцы, а вьетнамцы, которые таким образом нашли себе новый источник существования. Эти вьетнамцы приехали в страну еще во времена ГДР по различным соглашениям этой уже несуществующей страны с социалистическим Вьетнамом.

Самый старый, по состоянию на 2023 год, ресторан китайской кухни в Берлине. Это ресторан «Lon Men», существующий с 1969 года и находящийся недалеко от Баварской площади (Bayerischer Platz), в историческом районе Шёнеберг (Schöneberg, Адрес ресторана: Bamberger Str. 30, 10779 Berlin, Германия.
По состоянию на 2023 год, в Германии бесчисленное множество китайских ресторанов. В Гамбурге можно назвать «Dim sum Haus», именующий себя «старейшим китайским рестораном» города. Это заведение располагается на главном городском железнодорожном вокзале с 1964 года. В Мюнхене, в историческом районе Швабинг (Schwabing, в северной части города; разделен между округами Schwabing-West и Schwabing-Freimann Прим. Portalostranah.com) в течение 65 лет (до 2018 года) работал ресторан «Hong Kong» («Гонконг»). А в Берлине можно назвать китайский ресторан «Lon Men», существующий с 1969 года и находящийся недалеко от Баварской площади (Bayerischer Platz), в историческом районе Шёнеберг (Schöneberg, входит в округ Темпельхоф-Шёнеберг — Tempelhof-Schöneberg Прим. Portalostranah.com). Этот ресторан называет себя «старейшим китайским рестораном» Берлина.
В этом ресторане напоминают, что в Китае люди в ресторанах обычно едят за круглыми столами, а блюда располагаются на вращающейся тарелке в центре стола.
Хозяева же всегда стараются предложить больше, чем гости могут съесть. Владелец ресторана «Lon Men» сказал корреспонденту DPA:
«Если гости съели всю еду, это будет свидетельствовать о том, что хозяин предложил недостаточно, что приведет к «потере лица» хозяином», передавало агентство Deutsche Presse-Agentur — DPA.

Добавить комментарий